Воскресенье, 14.07.2024, 03:43
Официальный сайт МБОУ СОШ №9 г.Нерчинска
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Друзья сайта
  • В КОНТАКТE ШКОЛА
  • Сайт Курилова И.А.
  • Сайт Саблиной Л.В.
  • Сайт Аладьевой О.В.
  • Страница Голобоковой О.А.
  • Страница Тоневицкой Л.В.
  • Сайт Забелиной Т.А.
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Главная » Статьи » Методическая копилка

    Единый методический день в МБОУ СОШ №9

    16 сентября в нашей школе проводился Единый методический день. 45 учителей района  посетили уроки и мероприятия  в этот день. Тема дня – «Преемственность в формировании метапредметных УУД на уровне начального общего и основного общего образования», на мой взгляд, интересная и актуальная. 
    Проблема преемственности не новая, но до сих пор не решенная. Очень часто при переходе в 5 класс мы видим снижение интереса к учебе, снижение успеваемости, повышение уровня тревожности. Каковы причины? Их несколько – это и увеличение учебной нагрузки, предметная система, разные преподаватели, и начало физиологического созревания,  смена ведущей деятельности, и недостаточная готовность к более сложной самостоятельной деятельности.  Причем такие ученые, как З. И. Колмыкова, Н. Ф. Талызина, А. К. Маркова, считают, что за частными неуспехами детей стоит именно несформированность самостоятельной учебной деятельности. 
    Еще Василий Александрович Сухомлинский в своей книге "Разговор с молодым директором школы" писал: «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения". Поэтому так важно овладение учащимися конкретными способами деятельности, которые присутствуют в концепции формирования универсальных учебных действий. Само понятие “универсальные учебные действия” как раз и означает желание и умение учиться. Универсальный характер учебных действий прослеживается в том, что они являются "метапредметными". Метапредметность состоит в обучении школьников « … общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом» (Ю.Громыко).
    В стандарте нового поколения  заложены требования к метапредметным результатам. Но здесь возникает еще одна проблема. В стандарте нет рекомендаций по поводу способов формирования этих компетенций по конкретным школьным предметам в рамках урока. И учебники нового поколения, содержащие метапредметные компоненты, пока не разработаны. Поэтому учителям приходится самостоятельно адаптировать свою педагогическую деятельность к новым требованиям.  И как, отмечает авторы метапредметов, отправляя ребенка на урок к другому учителю, мы не всегда уверены, что он также работает по формированию УУД. 
    Чтобы как можно больше учителей вовлечь в работу по формированию УУД в нашей школе с 2014 года проходят «Недели погружения». Мы проводим «тематические погружения», когда все уроки посвящены одной теме, например, «Космос», «Средства массовой информации» и др. Мы проводим недели «погружения в деятельность», когда на всех уроках без исключения работаем над каким-то универсальным способом деятельности, например, формированием приемов умственной деятельности, учим работать с таблицами, задавать вопросы. Идею погружения в деятельность мы положили в основу проведения Единого методического дня.
     Учителя в паре выбрали ключевое универсальное учебное действие, и показали, как они работают над ним и в начальной и основной школе. У нас получилось 5 пар. Первая пара – Аладьева Ольга Владимировна и Золтуева Лариса Михайловна. На уроке окружающего мира  в 4 Б классе и уроке истории в 6 А классе Ольга Владимировна и Лариса Михайловна показали, как они работают над формированием умения ставить и решать проблемы. Вторая пара – Корниенко Надежда Олеговна и Кузнецова Марина Юрьевна. На уроках русского языка в 3 А и 7 Б классе Надежда Олеговна и Марина Юрьевна учили ребят работать с текстом, применяя знаково-символические средства. Третья пара – Морозова Маргарита Сергеевна и Миронова Ольга Николаевна работали над такой важной для уроков английского языка задачей, как развитие коммуникативной компетенции. Четвертая пара – Карпович Ирина Владимировна и Слесаренко Елена Геннадьевна. Ирина Владимировна на уроке литературного чтения в 4 А классе и Елена Геннадьевна на уроке литературы в 6 В классе продемонстрировали, как организуется работа над формированием такого общеучебного универсального действия, как смысловое чтение. В пятой паре накануне произошла замена и оба урока были проведены в основной школе. На уроке музыки в 5 Б классе Тоневицкая Лариса Витальевна работала над формированием у учащихся логических универсальных действий, а также показала связь музыки и литературы. Колодина Ольга Анатольевна провела урок по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 В классе. Ольга Анатольевна поделилась способом планирования и организации деятельности на уроке. 
    Достижению метапредметных результатов способствует не только урочная, но и внеурочная деятельность. Для всех гостей Батькова Марина Юрьевна подготовила и провела внеклассное мероприятие для 5 А класса – «Как хлеб на стол пришёл?». Тема была выбрана не случайно – 16 сентября отмечается Всемирный день хлеба.  Пятиклассники получили знания из разных областей. Барышева Юлия Анатольевна, учитель истории,  рассказала, как растили хлеб на Руси. Хулугурова Юлия Александровна, учитель географии, выступила в роли агронома. Она показала и рассказала пятиклассникам,  как получают разные сорта хлеба, как работают с семенами. Диетолог, в роли которого выступила социальный педагог Кузнецова Анна Александровна, поведала о полезных свойствах хлеба. Марина Юрьевна учила, как ставить опару и вынимать хлеб из печи. Учащиеся старших классов по русскому обычаю встречали гостей хлебом солью. На стол с самоваром были выставлены, приготовленные учителями нашей школы, пироги, калачи, бублики и баранки, пряники, лепешки, блины и хворост. 
    Все гости были приглашены для праздничного чаепития. Но на этом мероприятие не закончилось. За столом, за чашкой чая были подведены итоги Единого методического дня. Для обсуждения было предложено несколько вопросов: Какие организационные формы формирования УУД Вы используете в вашей школе? Нужны ли специальные уроки обучения конкретным способам деятельности? Как соотносятся на уроках обучение способу деятельности и освоение предметного содержания? Какова степень вовлеченности учащихся в образовательный процесс? Как изменяются роли основных участников образовательного процесса? Какие типы уроков нужны в современной школе? Какие методики, подходы, технологии, содержащие  возможности формирования метадеятельности, необходимо использовать? 
    В заключение было отмечено, что единственным каналом для перехода внешней информации в мозг человека является его собственная учебная деятельность. Поэтому наша задача – формирование готовности и способности к самостоятельной учебной деятельности начиная с начальной школы и заканчивая старшей школой.
    Бронникова И.С., заместитель директора по методической работе

    Категория: Методическая копилка | Добавил: nerch-s9 (21.10.2019)
    Просмотров: 210 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск
    Госуслуги
    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 810
    E-mail:nerch_s9@mail.ruХостинг от uCoz