«Казачьему роду нет
переводу» - под таким названием прошёл фестиваль казачьей
культуры в МБОУ СОШ №9 г. Нерчинск 5 марта 2014 года.
В начале праздника ребят, учителей и гостей приветствовал
оркестр русских народных инструментов
детской музыкальной школы г. Нерчинск. Руководитель и дирижёр Ирина Васильевна
Савинская. Концертмейстер – Киселёва Людмила Николаевна
В исполнении оркестра прозвучала русская народная песня
«Субботея» (солистка Ланская Юлия Анатольевна) и две пьесы. Оркестр, в составе которого, кстати, 10 ребят
из нашей школы, готовится принять участие в конкурсе оркестров и ансамблей на
приз имени Н.П.Будашкина, который
состоится 22-23 марта в городе Чите. Спасибо детской музыкальной школе! Оркестр
задал тон нашему празднику.
На сцену выходят казак, роль которого великолепно исполнил
Кирилл Русаев, и обаятельная казачка – Мария Колодина.
Казачка:
День добрый, народ честной (кланяется)
Казак:
Здравия желаю! (берёт под козырёк)
Казачка:
Эй, кто тут будет казачьего роду, племени? Признавайтесь, у кого в роду казаки
были?
Казак:
Кто считает себя «вольным человеком»? Весь вольный народ я приглашаю.
Казачка:
Да ты сначала проверочку сделай, каки они таки казаки? Да что про казачество
знают.
Казак задаёт вопросы ребятам:
•
Назовите имена предводителей казачества и
первых пришельцев на Сибирскую землю?
•
Какими путями (способами) шли казаки по
Сибири в Забайкалье?
•
На какое время в старину присваивалось
звание «казак»?
•
Как называлось поселение, где проживали
казаки?
•
Как назывался небольшой конный отряд
казаков, отправляющийся на службу?
•
Как назывался командир, возглавляющий казачье
войско в станице?
•
Какие вы знаете воинские звания в
казачестве?
•
Как называлось холодное оружие казака?
Все, кто правильно ответил на вопросы, выходят на круг.
Особенно отличились мальчишки 7В класса.
Совет старейшин вручает медали «За возрождение казачества».
Атаман, роль которого очень удалась Гавриленко Данилу,
благодарит казаков и казачек за то, что
не подвели его, не посрамили роду казачьего.
С приветственным словом выступил войсковой атаман городского
казачьего общества «Нерчинская станица» Хохлов Виктор Николаевич.
Прозвучал Гимн
Забайкальского казачьего войска.
Учитель истории Лариса Михайловна Золтуева рассказала о зарождении казачества и его роли
в становлении русского государства. Рассказ сопровождался презентацией. Лариса
Михайловна напомнила ребятам, что наш фестиваль проходит в знаковый для
казачества год: исполняется 100 лет со дня начала первой мировой войны, в
которой казачество сыграло большую роль, и 325 лет со дня установления
дипломатических отношений между Россией и Китаем. Лариса Михайловна определила
и цель фестиваля: мы сегодня познакомимся с богатейшими традициями казачества и
увидим красивейшие обряды.
Ежегодно у казаков проходил смотр. На таком смотре наши предки проверяли выучку, сноровку. У
казаков это был главный праздник. Про него потом говорили целый год, до
следующего смотра. И готовились к нему по-особенному. В виде смотра мы решили провести
и наш фестиваль.
Атаман даёт команду к началу смотра. Из зала выходит строй
казаков- новобранцев с сеном и соломой на ногах. Их ведёт сотник Русаев. Новобранцев сыграли мальчишки
из 5Б класса. В конце праздника эти же мальчишки выйдут в другой роли – бравых
казаков, которые отправляются защищать Отечество.
Неумелых казаков сменяет сотня 8В класса, чётко исполнивших строевую
песню.
Атаман объявляет благодарность: « Добрые молодцы,
Забайкальские казаки, образец вы показали, дисциплину соблюдали. Объявляю вам
благодарность!»
Звучит дружный ответ: « Служим Отечеству!»
Основу казачьей духовной жизни составляло православие, именно ему оно обязано своим возникновением и
тем, что выжило и сохранилось до наших дней.
Православие определяло и освещало весь земной жизненный путь
казака от крещения до соборования, определяло его мировоззрение, весь ежегодный
круг обрядов.
Дети, по понятиям казаков, - признак «благословения Господня
над семьёй». Детей любили и берегли по – особенному. Родилась девочка –
праздник! Будущая казачка. Её нужно вырастить здоровой – чтобы могла родить
здоровое потомство. Она должна вырасти умелой и работящей – она хранительница
домашнего очага.
Родился мальчик – двойной праздник . Отец и дед обязательно
стреляли из ружья- вся станица должна знать, что родился воин, защитник границ
Отечества.
До 6 недель ребёнка никто из посторонних не должен был
видеть. Проведать приходили только самые близкие родственники. Обязательно с
подарками. Мальчику «на зубок» приносили лук, стрелы, пули, патроны – чтобы с
малолетства знал воинскую честь и доблесть.
Огромное значение придавалось таинству крещения.
Звучит колыбельная. Ребята из 7Г класса показывают завораживающий обряд крещения у казаков.
А знаете ли вы, откуда пошло выражение «Совсем распоясался»
(т.е. разбаловался, вышел из-под контроля)? На 40 день после рождения над
ребёнком совершался обряд подпоясывания. Отец садился на коня, брал на руки
ребёнка, в его ручонку влаживал саблю (чтоб храбрым воином был) и ехал в
церковь получить благословление от священника. На ребёнка надевался поясок.
Крест и пояс на ребёнке были постоянно.
Бабка Авдотья (Даша
Корнева -6В класс) и дед Миколай
(Зимин Андрей- 6В класс), отдыхая на лавочке, делятся воспоминаниями о том, как
проходил обряд пострижения казачат.
«Казак без коня, что птица без крыльев» - гласит казачья
мудрость. Атаман говорит, что у казаков
и обряд был «Посадки на коня». Казаки становились кругом. Отец, брат или
крёстный приводили 7-8- летних казачат. Представляли, говорили из какого они
роду. Затем казачата просили разрешения сесть на коня. Ехать по выбранному
маршруту надо было галопом. Если казачонок ехал шагом или, не дай Бог,
сваливался, в казаки не принимали- жди следующего года, учись ездить верхом. У
кладбищенских ворот обязательно спешивались и просили благословления у предков.
Обряд этот имел ещё и экономическое значение: казачатам, прошедшим испытание,
нарезался земельный пай. А как вы хотели? До ухода на службу денег надо
подкопить, купить всё военное снаряжение.
Обряд проводов в армию показали ребята 6А класса. Обряд
сопровождался песнями
«Уж ты , зимушка» ( фольклорный ансамбль «Лебёдушка» ), «Уж
как в Нерчинске горка…» ( вокальная группа 8В класса).
«В путь- дорожку дальнюю…» - эта песня как нельзя кстати
пришлась, её исполнили девочки 7В класса.
«Как за речкой за
Нерчой…» - с этой песней вышли бравые казаки 5Б класс, которые отправляются
защищать Отечество
Печальную песню «Чёрный ворон» исполнил Максим Путинцев.
На два голоса удивительно красиво спели ребята из 9А класс
«Ой ты, красна девица…»: Гнускин Дмитрий, Меринов Дмитрий, Саватеева Елена,
Жарихина Полина.
Казаки бывали дома редко. Казачки ждали их верно. И песни
пели всё про любимого.
О любви, о любимом, о желании видеть его живым пели девочки
из вокальной группы 8В класса: «Закукола
какушечка», «Любимый мой».
Оказывается, только
женатые казаки носили
бороду. Неженатые носили усы.
Казачья свадебная обрядность, как и все семейно- бытовые обряды
была пронизана Православием. Обряд сватовства представляет 8Б класс.
Старшая вокальная группа исполняет свадебную казачью песню « Виноград расцветает».
На сцену выходят девочки 5А класса с классным руководителем
Лилией Валентиновной. Они поют «Браво, Катерина».
«Братва!
Казаки! Слово прошу. Нынче на праздник народ славный собрался. Все важные,
желанные. Посадили мы их на скамьи тесовые, а теперь им слово даём. Ансамбль
Нерчинских казаков «Казачья вольница» - объявляет казак- ведущий.
Зал тепло встречает Деева Павла Мартимьяновича
Виктора
Викторовича Рупышева
Хохлова
Виктора Николаевича
Жеребцову
Людмилу Филлиповну
Сергей Михайлович Кузнецов – потомственный казак- рассказал
ребятам об особой древней обрядности, которая делала друзей, чаще всего
однополчан, «братьями в духе» - побратимство. У казаков побратим приравнивался,
а зачастую и почитался ближе родных братьев. Чаще всего побратимом становились
люди, долгое время знающие друг друга, пережившие вместе какие-то крупные
невзгоды, или когда один спас другого. Обычай предоставлял побратимам огромные
духовные права, но накладывал тяжёлые обязанности. Так, в древности, побратим,
если он не был женат, обязан был после смерти друга жениться на его вдове.
После смерти одного из побратимов другой обязан заботиться о его родителях и
детях как о своих. Сергей Михайлович исполнил под баян песню «Любо, братцы!».
Ведущие и ребят приглашают попеть да поплясать.
Казак:
Эх, братва! Слышали, как народ гуляет, старинные песни поёт.
Атаман:
Слышали далеко за крышами, а наши пока молчат
Казачка:
А мы сейчас тоже споём и спляшем!
Что
с ногами, не пойму!
Вправо-
влево носятся,
Не
стоят они на месте,
Так
в кадриль просятся.
Девочки из 7Г класса всех приглашают на кадриль. Эти простые движения подхватывает те,
кому хочется подвигаться. Более 20 пар танцуют в зале.
Любят казаки повеселиться, поплясать, шутками покидаться.
- Здорово, кума
- И тебе не хворать
- Садись почаюем
- Да только что от стола, но да разве один стаканчик…
- У меня нонче хлеб бравай получился…
- А ты слышала у Бянкиных – то корова заболела..
- А у Котельниковых парнишка лучше всех на смотру проехал..
- Огурцы всходят худо…
- Ты чё, кума, только
3 стакана выпила..
- Я ведь , кума к тебе на минутку. Пришла сказать: баня у
тебя горит!
Хозяйка вскакивает. Хватает ведро.
- Да не ходи уж теперь, кума, поди всё сгорело.
Поехал дед Фёдор в станицу перепись семьи производить. Всех
переписал, а как младшего внука зовут – забыл. Прискакал старый казак, забегает
в дом.
- Бабка, как Митьку-то зовут?
- Дак, Митькой –же и есть.
- Тьфу ты, нехай его.
Хватит языком чесать- пора пляску затевать
Эй, народ, расступись, плясуны идут, кажись.
Девчонки и мальчишки из 5Б класса под руководством
Астафьевой С.А. приготовили казачий танец, сшили красивые костюмы.
Атаман объявляет о том, что смотр казачьих отрядов закончен.
«Благодарствуем за показ. А теперь слушаем судейский «сказ».
Слово снова предоставляется Хохлову В.Н., который благодарит
ребят, вручает атаманскую грамоту.
С ответным словом выступает директор школы Татьяна Ивановна.
И снова на сцену выходят ведущие фестиваля.
Казак:
Мы благодарим всех участников, гостей казачьего смотра, который показал, что
Все:
Казачьему роду нет переводу!
Казак:
Гуляй, казак, да дело не забывай.
Казачка:
До свиданья, до встречи.
Все:
Конец – делу венец
Под песню «Пора гостям
со двора» участники покидают зал.
Праздник закончился. Но не закончилось знакомство с
удивительной самобытной культурой забайкальского казачества. Учителя истории,
литературы, классные руководители ещё не раз обратятся к этой теме на уроках,
классных часах.
Хочется поблагодарить ребят – участников фестиваля,
учителей, готовивших с ребятами обряды, учителей, оформивших зал к фестивалю,
предоставивших рисунки на тему «Казачьему роду нет переводу». Ребятам будут
выданы специальные сертификаты участника фестиваля и приказом директора школы
объявлена благодарность. Благодарность объявлена и учителям, организовавшим
фестиваль:
Саблиной Лилии Валентиновне – классному руководителю 5А
класса
Колодиной Ольге Анатольевне
- классному руководителю 5Б класса
Слесаренко Елене Геннадьевне – классному
руководителю 6А класса
Лихановой Анне Петровне – классному
руководителю 6В класса
Дынник Надежде Владимировне – классному
руководителю 7В класса
Золтуевой Ларисе Михайловне – учителю
истории, классному руководителю 7Г класса
Кузнецовой Марине Юрьевне – классному
руководителю 8Б класса
Гурманской Татьяне Дмитриевне – классному
руководителю 8В класса
Копычевой Галине Сергеевне – педагогу-
организатору за пошив костюмов и музыкальное сопровождение праздника.
Тоневицкой Ларисе Витальевне – за
подготовку казачьих песен и работу над сценарием
Сусловой Наталье Геннадьевне – за великолепное оформление сцены.
Ивановой Ларисе Геннадьевне – за
организацию выставки детских рисунков и оформление казачьей избы
Барышевой Юлии Анатольевне – за помощь в
оформлении зала и подбор пословиц и поговорок на тему фестиваля.
Астафьевой Светлане Александровне – за
подготовку танца.
Хочется сказать большое спасибо нашим
родителям, которые помогали шить новые костюмы, реставрировать старые, стирать,
гладить и просто поддерживать нас в наших новых начинаниях. Большое спасибо и
тем, кто просто пришёл на наше мероприятие в качестве зрителя.
Ребята – участники фестиваля, вы просто
молодцы! Список детей, участвующих в мероприятии:
|