Вторник, 19.03.2024, 13:03
Официальный сайт МБОУ СОШ №9 г.Нерчинска
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • В КОНТАКТE ШКОЛА
  • Сайт Курилова И.А.
  • Сайт Саблиной Л.В.
  • Сайт Аладьевой О.В.
  • Страница Голобоковой О.А.
  • Страница Тоневицкой Л.В.
  • Сайт Забелиной Т.А.
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Профильное обучение

    Профильное обучение: опыт и проблемы.

    На протяжении семнадцати лет школа занимается организацией профильного обучения. Можно с уверенностью утверждать, что мы наработали большой опыт и дали неплохой стартовый интеллектуальный капитал своим выпускникам, 90 % которых поступают в ВУЗ(ы) в соответствии с профилем обучения и большинство из них успешно продолжают свою учебную деятельность.

    Ребята профильных классов составляют нашу олимпиадную элиту.

    В таких классах работать очень сложно и интересно. Репродуктивный урок неприемлем, а от учителя требуется быть интересной личностью, владеть активными методами обучения и в совершенстве знать теоретический материал по своему предмету.

    Благодаря профильному обучению мы начали активно осваивать современные образовательные технологии.

    В условиях профильного обучения учащиеся попадают в ситуацию выбора. Они впервые самостоятельно принимают решение, определяющее в определённой степени их жизненный путь. Это очень сложная ситуация, тем более, что она непрерывна на протяжении всего периода обучения: сначала выбирают профильные предметы, затем оптимальные способы учебной деятельности, наконец, экзаменационные предметы, а красной линией через всю учебную деятельность проходит размышление-выбор «Куда пойти учиться?» Большинство учащихся решает проблему выбора достаточно успешно.

    Педагогический коллектив использовал различные формы профилизации: и групповую, и классную, и поточно-групповую. Опыт показал, что более эффективной формой организации учебной деятельности является индивидуальный учебный план.

    Подготовка учащихся к осознанному выбору дальнейшего пути продолжения образования после окончания 9 класса начинается задолго до окончания основной школы.

    В 7–м кл. классные руководители начинают активную работу по информированию учащихся о сферах их будущей профессиональной деятельности и возможных профессиональных предпочтениях. Учителя – предметники определяют группу наиболее способных учащихся по своему предмету и готовят их к участию в предметных олимпиадах. Особенно результативно в этом направлении работает Курилов И.А. учитель информатики.В течение года учащиеся разрабатывают индивидуальный или групповой экзаменационный проект. Наблюдение за работой учащегося и процессом защиты им своего проекта позволяет довольно точно определить уровень сформированных умений и навыков и «взять на заметку» будущих учащихся профильной школы.

    В 8-м кл. учащимся предлагается определить свою позицию по отношению к экзаменационным предметам, т.е. определить на выбор один предмет (кроме обязательного русского языка и математики). Опыт организации такой формы промежуточной аттестации показывает, что около 30% учащихся отдают предпочтение своему будущему профильному предмету. В течение года продолжается индивидуальная или групповая внеурочная работа со способными учащимися. Обычно к концу обучения в 8 кл. учащиеся окончательно выбирают английский язык для дальнейшего углубленного изучения. Формируется группа ребят, которые показывают хорошие способности в изучении химии и физики.

    Начинается работа с родителями. На родительском собрании они получают всю необходимую информацию осодержанием профильного обучения и форме его организации.

    В 9кл. организуется усиленная подготовка к прохождению итоговой аттестации. Окончательно формируется список предметов по выбору. Предварительно уточняется список учащихся, желающих продолжить образование в старшей школе. Затем на собрании учащимся подробно рассказывается об особенностях учебной деятельности в старшей школе, о функциях профильных предметов, их связи с ЕГЭ и поступлением в желаемое учебное заведение. Эта работа является очень важным этапом в формировании профильных классов, так как её результаты обеспечивают осознанность выбора профильных предметов в старшей школе (таких собраний может быть 2-3). На итоговой аттестации учащийся ещё раз пробует свои силы в будущих профильных предметах.

    На этом этапе учащимся предоставляется возможность определить свою профессиональную направленность через профориентационный курс, экскурсии на предприятия и в учреждения города.

    Следующий этап - организация приёма в старшую школу.

    Он начинается в июне, после получения аттестатов об окончании основной школы, и продолжается в течение трёх дней. Цель этого этапа – определить запросы учащегося и его законных представителей в профильных предметах. Форма приёма в 10 кл – собеседование. После согласования всех позиций учащийся заполняет предварительный вариант индивидуального учебного плана (ИУП), а с родителями (иными законными представителями) подписывается договор.

    Обычно будущие учащиеся старшей школы останавливают свой выбор на профильной математике, информатике, физике, химии, биологии, истории и обществознании. Школа имеет все возможности для удовлетворения их запроса. Если же учащийся желает по окончании 11 класса проходить итоговую аттестацию по английскому языку или литературе, или географии, то ему предоставляется возможность погрузиться в этот предмет, используя дополнительные занятия. Конечно же, учащимся предоставляется право в течение лета или 10 класса поменять профильные предметы. Бываю случаи, когда профильный предмет меняют в 11 классе, что не может не создать определённые трудности в подготовке к итоговой аттестации

    В начале десятого класса ещё раз оговаривается содержание ИУП и окончательный вариант подписывается учащимся, его родителями (законным представителем) и директором школы.

    Образовательный процесс в старшей школе определяется целями и задачами профильного обучения. Основные его принципы – это академичность, проблемность в изложении предметного материала, субъектность (осознанность), создание ситуации выбора и проектирования учебной деятельности (через реализацию права на изменение профильных предметов, организацию проектной деятельности и зачётных сессий).

    Большое внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся профильной школы. Они результативно участвуют в предметных олимпиадах муниципального этапа Всероссийской олимпиады по информатике, русскому языку и литературе, истории и обществознанию, английскому языку (см. информационную ленту сайта школы).

    На краевом этапе олимпиады достойные результаты у учащихся по информатике (учитель Курилов И.А.). В 2015 г. Домашенкин Сергей стал победителем олимпиады по информатике (См. Приложения).

    Учащиеся профильной группы по информатике постоянные победители и призёры муниципальной Научно – практической конференции.

    Обучаясь в старшей школе, учащиеся получают бесценный опыт общественной жизни и социального лидерства. Они участвуют в работе Совета старшеклассников, школьного волонтёрского отряда «Багульник», в деятельности военно – патриотического клуба «Искатель», школьного интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?». Без их участия не проходит ни одного общезначимого мероприятия города и района. Они активны и в творческой жизни школы. Неделя театра, коллективное творческое дело - Школьный бал – это сфера приложения их творческих сил. Они первые помощники заместителя директора по воспитательной работе Батьковой М.Ю.

    Одним из показателей результативности профильного обучения является количество учащихся, обладателей золотых и серебряных медалей. Таковых у нас за 17 лет 40

    Не менее важным показателем являются результаты единого ЕГЭ. Традиционно хорошо учащиеся сдают русский язык, литературу, обществознание, физику и, конечно же, информатику!

    Наши выпускники являются студентами или уже выпускниками МГУ, Томского государственного университета, Новосибирского технического университета, Сибирского федерального университета, Дальневосточного государственного университета, Читинской медицинской академии и других ведущих ВУЗ (ов)

    Любой процесс не может протекать гладко, без проблем. В организации профильного обучения тоже есть свои подводные камни. Предполагается, что набор в старшую школу должен осуществляться на конкурсной основе. Но родители и дети обладают такой монополией на школу, что вне школы себя не мыслят. Эта позиция приводит к проблеме качества усвоения программ профильного обучения и поэтому некоторым учащимся приходится либо уходить из школы, или «тянуть свой тяжкий крест».

    Несмотря на возникающие проблемы, школа видит в профильном обучении один из путей развития, так как только в такой ситуации вечного поиска мы двигаемся вперёд. А нашим учащимся такая форма обучения нравится. Каждые 3 года мы проводим анкетирование на степень удовлетворённости выбранным профилем обучения и результаты показывают, что 80% учащихся не разочаровались в своём выборе, а 71% удовлетворены образовательным процессом в целом.

    ПРИЛОЖЕНИЯ:

    Всероссийские олимпиады

    Кружок программирования

    Лучшие результаты ЕГЭ

    Медалисты

    Поиск
    Госуслуги
    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
    Архив записей
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 808
    E-mail:nerch_s9@mail.ruХостинг от uCoz