Суббота, 18.05.2024, 19:46
Официальный сайт МБОУ СОШ №9 г.Нерчинска
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Друзья сайта
  • В КОНТАКТE ШКОЛА
  • Сайт Курилова И.А.
  • Сайт Саблиной Л.В.
  • Сайт Аладьевой О.В.
  • Страница Голобоковой О.А.
  • Страница Тоневицкой Л.В.
  • Сайт Забелиной Т.А.
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Главная » Статьи » Начальная школа

    Дидактическая система Л.В.Занкова

    Л.С.Выготский говорил: « … педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Из толкового словаря С.И. Ожегова  «развитие» - это процесс перехода от одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого, качественного состояния  к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему». Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны с повышением продуктивности обучения, а, следовательно, общим благополучием ребенка в школьные годы. Переход начальной школы с трехлетнего на четырехлетнее обучение определил дальнейшее развитие теории и практики дидактической системы Л.В.Занкова.

    Чтобы заинтересовать учеников, привлеченных к активной познавательной деятельности, в нашей школе четверо учителей (Баранова Т. В., Кучина Н.И., Романовская М.Н., Шмакотина О.П.) стали применять дидактические принципы системы Л.В.Занкова :

    1.              Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.

    2.              Ведущая роль теоретических знаний.

    3.              Быстрый темп прохождения учебного материала.

    4.              Осознание школьниками самого процесса учения.

    5.              Принцип систематической работы над развитием всех учащихся, включая слабых

    6. В условиях начала работы с детьми 6 лет введен новый принцип системы – постоянная забота о психическом и физическом здоровье всех учащихся. 

    В основу построения четырехлетнего курса обучения по системе  Л.В.Занкова положена в большей степени идея эффективности для общего развития школьников. В первую очередь  увеличено общее количество учебных часов (за счет лишнего года обучения). Это позволяет изменить глубину и объём изучаемого материала.

    Изменяется статус значимости изучения предметов: русского языка и литературного чтения, математики и интегрированного курса «Мы и окружающий мир», с одной стороны, изобразительного искусства, музыки, технологии и физвоспитания – с другой.

      

    Каждый предмет значим для общего развития ребенка, т.е развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. Для максимального общего развития детей способствуют:

    1.Введение в систему литературного чтения и музыки (эстетический цикл).

    2.Интегрированный курс «Мы и окружающий мир» (авторы Н.Дмитриева и А.Казаков).

    3.Существенные изменения программ по русскому языку, математике, технологии, связаны с обучением детей более младшего, чем прежде, возраста.

    4.Программа по информатике, иностранному языку.

     

    Для школьников в возрасте 6 лет созданы условия, чтобы овладеть новым видом ведущей деятельности. Обследование психолога, подтверждало «внимание ребенка постоянно отвлекается, обнаруживает свою неустойчивость, неспособность длительно удерживаться на том или ином содержании - на объяснении, на демонстрации пособия и.т.д.»

    Система Л.В.Занкова, направленная на общее развитие ребенка, преднамеренно включает приемы организации внимания ребенка непосредственно в процесс обучения. В этом помогают программы и учебники, в которых соблюдено единство, которое соответствует положению, выдвигаемому в принцип построения учебников этой системы, где в единстве реализуются типические свойства с дидактическими принципами. Это обеспечивает целостное, развивающее воздействие на учащихся.

    Первый дидактический принцип – обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности). Этот принцип нацеливает на то, что выполнение задачи требует усилие, самостоятельность или умение использовать результаты коллективной работы.

    Фрагмент урока математики в первом классе. Тема: « Состав числа 5».

       Детям я даю установку:

    - Рассмотри рисунок и расскажи о нем всё, что ты заметил.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Дети активно включаются в разговор («лес рук»), но я предупреждаю, что каждый должен рассказать о рисунке что-то своё (руки опускаются, пауза и опять класс «заработал»).

    -Квадраты синие и красные.

    -Ряды одинаковые.

    -Нет, разные.

    -Ряды стоят не по порядку: то уменьшение, то увеличение.

    Я любуюсь детьми, их радостному порыву в самостоятельном добывании знаний на основе сравнения, классификации, упорядочивании. Прошу записать к каждому ряду суммы, подчеркнуть компоненты, записать суммы в порядке уменьшения первых слагаемых.

    Вот так в радости поиска прошло знакомство с таблицей сложения на пять.

    Вывод: перед учениками я поставила проблему, которая связана не только с анализом рисунка, но и вывела их на вопросы общения, умением слушать товарища, сообразовывать свои ответы с высказанными ранее.

    Чтобы маленькие питомцы могли преодолеть все трудности адаптации безболезненно, развивая познавательную активность, формируя мотивацию, за основу я беру доверительные беседы, подобные тем, которые ребенок ведет в семье или в кругу сверстников, экскурсии, познавательные игры, практические работы.

     На уроке – это частая смена видов деятельности, позволяющая избежать переутомления (через 10 минут – новая работа),  разные организационные формы (парная, групповая, коллективная), физкультминутки в виде песен, танцев, рифмовок, скороговорок.

    Цель работы по достижению успешности детей – это сохранить физическое и психологическое здоровье детей. Ученик должен чувствовать себя комфортно на уроках в любом отношении.

       Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала предусматривает принципиально иные пути формирования умений и навыков, отличающиеся от методики, основанной на многократном повторении типовых задач и упражнений. Приобретение новых знаний, выполнение новых способов действий строится так, что возвращение к пройденному становится совершенно необходимым. В программе исключена тема: «Повторение», так как при объяснении новой темы нужно обязательно вернуться к изученной теме.

    Изученное понятие остаётся само собой, но обогащается новым содержанием при изучении других понятий, зависимых от него и связанных с ним. В построении видов деятельности на уроке исключено «топтание» на месте. «Занковцы» привыкли к полноценной, интеллектуальной и эмоциональной жизни на уроках.

    Новый материал распределяется до конца учебного года и на этом фоне – постоянное повторение изученного. Данный принцип имеет не столько количественную, сколько качественную характеристику, связанную с личностью ребенка.

       Целостное развивающее воздействие на учащихся имеет еще один фактор - это учебные комплекты, которые состоят из нескольких учебников: «Математика» автор И. Аргинская, «Русский язык»  автор А.Полякова, «Литературное чтение»  автор В.Свиридова, Н.Чуракова, «Мы и окружающий  мир» автор Н.Дмитриева и А.Казаков.

        С какой радостью дети встречают новый учебник, изучают его, заглядывают в содержание «Чему нас научит учебник?». У детей выработалось «золотое правило» - бережно относиться к книге.

       Ведущая роль теоретических знаний обретает свое изменение в принципе осознания школьниками процесса учения. Дети в процессе обучения осознали закономерность последовательности изучения материала, взаимосвязь понятий, изучаемых на уроках русского языка  литературного чтения.

    Учителя подбирают такие задания, чтобы дети всегда были начеку и испытывали радость от того, что знания добыли своим трудом.

       Важным принципом дидактической системы является пятый принцип

     « Достижение наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых». Осуществление этого принципа органически связано с выявлением и всесторонним использованием индивидуальных особенностей и склонности каждого ученика, что требует постоянного наблюдения за детьми, пристального внимания к каждому ребенку, выявления и анализа его сильных и слабых сторон.

    Дети учатся учиться и при этом овладевают всеми необходимыми знаниями и умениями. От того, на сколько будут сформированы учебно-познавательные мотивы у детей, и зависит успешность их дальнейшего обучения. Поэтому  включаются в обучение самые разные познавательные задания, обязательным компонентом которых является дидактическая игра («Театр»). Процесс обучения становится интересным и увлекательным, что способствует формированию положительной мотивации обучения.  Введение «театра» раскрепощает детей, воспитывает нравственные чувства, учит детей красивой монологической речи.

           Достижение оптимального общего развития каждого ребенка – цель системы . Главная фигура в этом - У Ч Е Н И К. Не случайно, первая заповедь занковского урока-«идти от детей». Идти от того, что значимо для детей, что представляет для них интерес, но не « на поводу» у них.

    Вторая заповедь-«урок начинается с урока». Развивающий урок-это урок, который мы ведем совместно с детьми.

     «Ошибка – находка учителя» - это третья заповедь. В работе над ошибками нужен индивидуальный подход. Наиглавнейшая задача – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.  В рабочих тетрадях ошибки не исправляются, а подчеркивается всё слово и выносится значок -1- на поля. Это дает возможность распознать орфограмму в слове, а также приобщить к самостоятельной работе.   Разнообразные творческие работы развивают ситуацию успеха, дети учатся высказывать свои предположения, расширяют запас слов.

         Главные задачи дидактической системы решаются в процессе изучения математики. Математика традиционно связывается в сознании учителя с развитием ума и волевых качеств личности. Нам, учителям,  работающим по системе Л.В.Занкова,  важно меть в виду, что обучение математике должно способствовать развитию чувств ученика, его эмоций и формированию его моральных позиций.

            «Занковские» дети быстро адаптируются в 5 классе, не теряются при встрече с новыми учителями, с незнакомыми предметами. Знания, умения и навыки, добытые этими детьми в начальной школе, помогают им быть успешными в старших классах. Использование интерактивных форм обучения: игровых, коммуникативных, исследовательских технологий - дает широкие возможности для развития личности ребенка,  креативности  младших школьников. В этом нам помогает система развивающего обучения  Л.В.Занкова, первое знакомство с которой состоялось в нашей школе более 19 лет назад.

     

    Н. Кучина

    учитель начальных классов

    Категория: Начальная школа | Добавил: nerch-s9 (11.11.2009)
    Просмотров: 4743 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск
    Госуслуги
    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 810
    E-mail:nerch_s9@mail.ruХостинг от uCoz