Пятница, 29.03.2024, 20:41
Официальный сайт МБОУ СОШ №9 г.Нерчинска
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • В КОНТАКТE ШКОЛА
  • Сайт Курилова И.А.
  • Сайт Саблиной Л.В.
  • Сайт Аладьевой О.В.
  • Страница Голобоковой О.А.
  • Страница Тоневицкой Л.В.
  • Сайт Забелиной Т.А.
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Исследовательская деятельность учащихся. Формы, способы, успехи и достижения

    Организацией исследовательской деятельности школа начала заниматься в 70-е годы прошлого века. Тогда коллектив школы восстанавливал историю 294-го миномётного полка, сформированного в годы Великой отечественной войны в г. Нерчинске. Результатом этой кропотливой работы стал школьный музей Боевой славы, один из лучших школьных музе в СССР.

    Следующим этапом в исследовательской деятельности были краеведческие исследования членов историко – краеведческого клуба «Искатель». Темы, поднятые ими, имели большую значимость и не потеряли свою актуальность до настоящего времени, например «К вопросу о дате основания города Нерчинска», о роли князя Гантимура, история Нерчинского купечества, история дворца М.Д. Бутина и Нерчинского некрополя. Результаты исследований имели как практическую сторону – участие учащихся в восстановлении памятников истории и архитектуры, победы в краеведческих и археологических конференциях разного уровня, приобретение учащимися навыков исследовательской работы, так и историко – теоретическую значимость – исследование белых пятен в истории Нерчинска и Забайкалья.

    С 2002 г. в школе начали проводить научно – практические конференции, что потребовало организации системной работы по формированию у учащихся исследовательских умений навыков. Конференция ознаменовала начало третьего этапа развития нашей деятельности. Целью такой работы явилось развитие личности, приобретение навыков исследования как способа усвоения действительности, активизация субъектной позиции учащегося в образовательном процессе.

    В основу были положены такие принципы, как:

    - принцип мотивации, использование приёмов поощрения, стимулирования поиска ответов в ситуации неполного знания;

    - принцип добровольности;

    - единства знаний и способов его усвоения

    - этапности в формировании исследовательских навыков

    Этапы формирования исследовательских умений и навыков

    1. Формирование мыслительных и учебно – коммуникативных умений и навыков у учащихся (на уроках в начальной и основной школе, на факультативных занятиях по программе «Я-исследователь», на индивидуальных занятиях с учащимися, в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, в клубе «Что? Где? Когда?»).
    2. Формирование специальных исследовательских умений и навыков (на уроке, на факультативных и индивидуальных занятиях в основной школе, во время исследовательской практики).

    Структура формирования исследовательского интереса у учащихся

    этап - Интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады, предметные недели

    II этап - школьный клуб "Что? Где? Когда?», Неделя проектов, День проектов, школьная научно – практическая конференция

    III этап – Союз исследователей «Элита», летняя исследовательская практика,

    В эти годы организация исследовательской деятельности имела соответствующие формы:

    • урок, на котором используются методы исследовательского обучения (прежде всего в системе развивающего обучения)
    • факультативные занятия по программе «Я-исследователь»
    • индивидуальные занятия с учащимися, желающими заниматься исследовательской деятельностью
    • предметные и проектные недели
    • союз исследователей «Элита»
    • школьный клуб «Что? Где? Когда?»
    • летняя исследовательская практика
    • конкурс «Моя коллекция»
    • Неделя науки

    Особое внимание уделялось совершенствованию урока с точки зрения наполнения его способами и приёмами исследовательского обучения. На реализацию этого направления была направлена деятельность творческой группы «Современные образовательные технологии». Проводились проблемные семинары, круглые столы, тематические Педагогические советы, Недели проектной и исследовательской деятельности.

    Учащиеся представляли результаты своих исследование на научных конференциях школьного, районного, областного, регионального, всероссийского уровней, на областном конкурсе «Проходной балл», на конкурсе мини – исследований в рамках Недели науки.

    В этот период в школе началось внедрение в образовательный процесс технологии проектного обучения. Сразу стало видно, что проект и исследование имеют некоторые общие подходы и принципы. Не удивительно, что учащиеся, успешные в исследовательской деятельности, так же оказались успешны и в проектной.

    С 2002 г. по 2011 г. наши учащиеся стали призёрами районной конференции (23 учащихся), областной конференции «Музей и дети», «Шаг науку» (18 уч-ся), областной телевизионной игры «Проходной балл» (4 уч-ся), всероссийской конференции «Историко – культурное наследие Сибири» (2 уч-ся), всероссийского конкурса «Хранители истоков» (1-е командное место).

    В 2012 г началось внедрение в образовательный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов. Этот документ определил особое место исследовательской и проектной деятельности учащихся. Работа педагогического коллектива школы в этом направлении получила институциональное оформление.

    Учителя начальной школы начали активно внедрять исследовательские приёмы в учебную работу учащихся на уроке. Настоящим мастером исследовательского обучения стала учитель начальной школы Пронина Лариса Валерьевна. Исследовательские приёмы и способы стали основой учебной деятельности учащихся на уроках Аладьевой Ольги Владимировны. Увеличилось количество учащихся начальной школы, представляющих свои работы на школьную конференцию. Конференция «помолодела».

    В основной и старшей школе наиболее успешно организуют исследовательскую деятельность учащихся Колодина О.А., учитель русского языка и литературы, Золтуева Л.М., учитель истории, Курилов И.А., учитель информатики, Тупикина Л.С., учитель биологии и географии, Саблина Л.В., учитель географии.

    Учителя английского языка Миронова О.Н., Лиханова А.П., Бронникова И.С. эффективно используют исследовательские способы и приёмы в проектной деятельности учащихся

    Сформировалась группа педагогов, постоянно участвующих в школьной и районной конференциях. Это Пронина Л.В., Баранова Т.В., учитель начальной школы, Прошутинская Л.А., учитель математики, Колодина О.А., учитель русского языка и литературы, Золтуева Л.М., учитель истории, Курилов И.А., учитель информатики, Слесаренко Е.Г., учитель русского языка и литературы, Наделяева Л.Я, учитель русского языка и литературы, Миронова О.Н., Лиханова А.П., Литвинцев С.Ю., учитель истории, руководитель клуба «Искатель»

    В последние три года наметилась тенденция перехода классического исследования в исследовательский проект. В школе были разработаны интересные исследовательские проекты по истории школы и истории Нерчинска.

    На сегодняшний день не только сохранены основные традиции в формах организации исследовательской деятельности учащихся, но и появились новые, например исследовательская квест – игра для учащихся 8 классов (руководитель игры Колодина О.А.). Члены военно – патриотического клуба «Искатель» участвуют в поисковых экспедициях «Вахта памяти», совершают сплавы по р. Нерча и Шилка и изучают проблему утраченных деревень Нерчинского района.

    С 2012г. по 2017 г. победителями и призёрами на районной научно – практической конференции стали 25 учащихся. На конференциях краевого уровня 5 учащихся получили Дипломы победителя.

    Исследовательская практика. Работа с документами в архиве Нерчинского района

    На переднем плане Раменская Надежда. Будучи учащейся школы, на протяжении 6 лет занималась исследовательской деятельностью. В настоящее время журналист ВГТРК «Чита»

    2004 г. Шмонина Арина делает первые шаги в исследовательской деятельности

    2009 г. VIII –я Школьная научно – практическая конференция. Выступает Гладких Михаил, постоянный участник школьных и районных конференций. В настоящее время студент Томского государственного университета (факультет ядерной физики).

    2010 г. IX – я Школьная научно – практическая конференция. Выступает Гагаркина Елизавета

    Автор: Литвинцева Ирина Петровна, зам. директора по научной работе

    ПРИЛОЖЕНИЯ:

    Районные научно-практические конференции

    Школьные научно-практические конференциии

    Поиск
    Госуслуги
    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
    Архив записей
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 808
    E-mail:nerch_s9@mail.ruХостинг от uCoz