Наша школа богата традициями. Так, традиционным стало проведение в январе Методической недели. В этом году она проходила с 26 января по 3 февраля и была посвящена актуальной педагогической проблеме — проблеме использования «метода проектов» в рамках урока. В условиях введения ФГОС в практику школы, главное место на уроке отводится активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной деятельности школьников. Одним из способов формирования у учащихся навыков самообучения, способности к самостоятельной исследовательской работе является проектное обучение.
Несмотря на то, что в школе регулярно проводятся недели проектов, учителя используют метод проектов на уроках, всё-таки мы выделили ряд проблемных вопросов, на которые нам хотелось бы найти ответ: В чем отличие метода проектов от групповой работы на уроке? Возможно ли, вмесить проект в рамки одного урока? Как эффективно оценить работу учащихся при выполнении группового проекта? Какова роль учителя в проекте? Какой должна быть степень самостоятельности работы над проектом?
В рамках недели было проведено 9 уроков. За каждым уроком стоит огромная работа учителя. Саблина Л.В., Аладьева О.В., Лиханова А.П., Пчелкина И.С., Миронова О.Н. показали мини-проекты в рамках урока. Литвинцева И.П и КолодинаО.Н представили начальный этап работы над проектом — погружение в проект: от выбора проблемы проекта, выделения подтем в теме проекта до планирования и организации деятельности. На уроках Слесаренко Е.Г. и Прониной Л.В. мы увидели заключительную стадию работы над проектом — презентацию и оценку результатов.
Хочется отметить, что все уроки были проведены на высоком методическом уровне. Каждый урок ценен. Каждый урок — маленький «кирпичик» в общем понимании то, что же такое метод проектов.
«Круглый стол» стал завершающим мероприятием Методической недели. По предложению Литвинцевой Ирины Петровны результаты работы мы обсудили в приятной дружественной обстановке за чашкой чая. Мы еще раз рассмотрели все волнующие нас вопросы и пришли к следующим выводам. Проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до её воплощения, этим он отличается от групповой работы, где учитель выдает готовое задание. А какова должна быть степень самостоятельности? Очевидно, она зависит от нескольких факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Здесь важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону. Учитель в ходе руководства проектом задает вопросы, организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей, поддерживает, поощряет, направляет учащихся в сторону достижения цели, но не дает готового решения. Важность проекта трудно переоценить. Осуществляя проектную деятельность, учащиеся учатся работать с информацией, применять имеющиеся знания в новой ситуации, развиваются способности к аналитическому, критическому и творческому мышлению, исследовательские умения. А также, умение брать на себя ответственность, делать выбор, работать в команде, разрешать конфликты мирным путем, принимать точку зрения другого человека. Несмотря на преимущества, существуют и «подводные камни» проектного метода. Одним из них является вопрос оценивания работы учащихся при выполнении группового проекта. Как отмечают учителя, наиболее эффективными способами является самооценка и взаимооценка в группе. Дети, как правило, подходят к оцениванию ответственно и выставляют объективные отметки, хотя бывают случаи обмана. Но если, начиная с начальной школы, учить ребят анализировать свою работу с целью осмысления собственного опыта, выявления причин успеха или неудачи, осознания собственных трудностей и поиска внутренних ресурсов, способствующих их разрешению, эту проблему можно будет разрешить.
Подводя итог нашей беседы, мы пришли к мнению, что у проекта есть будущее. Проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
Руководитель творческой группы учителей — Бронникова И.С.