13 декабря с 15.30 до 17.00 прошел вебинар для учителей информатики Забайкальского края с автором учебников и образовательных программ в области школьной информатики (5-9 класс и 10-11 базовый уровень), доктором педагогических наук, Заслуженным учителем РФ, лауреатом премии Правительства РФ в области образования Людмилой Леонидовной Босовой.
Остановимся на основных и новых темах семинара. Первое, что отметила Босова Л.Л. это новое название разделов по ФГОС – это «Математические основы математики», «Алгоритмы и программирование», «Использование прикладных систем и сервисов».
Следующее, что отметила автор учебников, это непрерывность обучения от начальной школы до 11 класса. Лучше найти возможность обучения информатикой в 5-6 классах, так как в это время лучше всего формируются у школьников метапредметные связи, а курс 5-6 класса направлен как раз на этот процесс. Кроме этого в данных учебниках много внимание отводится на умение эффективно работать с информацией, что требуется в старших классах. Ведение информатики в 5-6 классах позволяет учителю в 7-9 классе увеличить долю программирования. Программирование – это самый важный раздел информатики, на который в последнее время обращают большое внимание Министерство РФ. Формирование алгоритмического мышления – одна из основных задач при подготовке современных технических специалистов разного уровня. «Учащийся, занимающийся программированием, разбирается со своим мышлением» (автор). В 10-11 классах также очень важно в современном мире ведение информатики хотя бы на базовом уровне и больше внимание автор уделяет теме «Алгоритмы». Перерывы в образовательном процессе курса информатики в 5-6 классе и 10-11 классе делают этот процесс бесполезным.
Третий вопрос, который поставила Босова Л.Л. – это неэффективность 1-часовых курсов 7-9 класса, лучше было бы 8 класс – 1 час и 2 часа в 9 классе. «Но это от нас не зависит», - заметила автор УМК. Хотя в некоторых школах есть 2-х часовой курс 7-9 класса. В этом случае нужно обратить внимание на новый раздел «Робототехника». Надо стремиться вводить элементы этого раздела. Ещё автор учебников заметила о начале внедрения нового языка программирования Python в школах. За этим будущее.
Четвертый важный вопрос – это рабочая программа учителя. Нет ни одного одинакового класса или параллели классов, где будет всё одинаково в планировании или видении излагать материал. Главное надо выполнить обязательный минимум. 30% материала можно свободно менять учителю. Для начала за основу Людмила Леонидовна предложила взять её примерную программу, причем можно расписать по урокам, так удобнее и легче.
Пятым пунктом можно выделить советы автора по уроку. Обратите внимание на целеполагание (хотя при 1-часовых уроках возникает проблема времени), попросила проводить больше групповой и самостоятельной работы, использовать информационные карты и др.
В конце Босова Л.Л. перечислила для участников семинара интернет-ресурсы, список конкурсов и олимпиад в которых можно участвовать, дала несколько советов. Большую оценку по её словам имеют заочные конкурсы «КИТ» и «Бобер». В конкурсе «Бобер» имеются международные задания подобных конкурсов в других странах.
В заключении Людмила Леонидовна сказала, – «Учитель информатики в наибольшей степени соответствует образу современного учителя, так как ему надо быстрее других успевать осваивать новые современные технологии».
Курилов И.А.