А. А. Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Одним из изменений, зафиксированных в обновленном ФГОС НОО,ФГОС ООО, является необходимость формирования функциональной грамотности школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
Ошибочно думать, что математическую грамотность формируют на уроках математики, читательскую – на уроках русского языка и литературы, финансовую – на кружке по экономике и пр. Для формирования различных видов функциональной грамотности необходима целенаправленная работа всего коллектива педагогов. Поэтому в этом учебном году школа подготовила и начала реализовать план по формированию функциональной грамотности школьников. (https://docs.google.com/document/d/1G4N7VLVzMoWXeFUv4iqi-ZOlNk6HXKoB/edit).
В соответствии с планом для обучающихся проведены уроки Цифры в рамках Всероссийской акции, профориентационные уроки, уроки безопасности в сети.
В учебный план средней школы включен курс по выбору: «Финансовая грамотность». Данный курс успешно реализуется Головниным А. Н. уже третий год. С нового учебного года в 5-х классах Бронникова И.С., Прошутинская Л.А., Саблина Л.В. начали реализацию курса внеурочной деятельности «Учимся для жизни». Курс создаёт условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Курс поделен на 6 модулей, 6 составляющих функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования функциональной грамотности запланированы заседания Школьных методических объединений, проведена традиционная Методическая неделя по теме: «Формирование функциональной грамотности обучающихся при реализации обновленных ФГОС».
В рамках Методической недели, которая в этом году проходила с 7 по 10 февраля, педагоги школы посетили 8 открытых уроков своих коллег:
Урок математики в 1 классе: «Вычитание числа 2», учитель Банщикова Т.А.;
Урок обучения грамоте в 1 классе: «Звук [ф], [ф‘]. Буква Ф ф», учитель Димова Н.А.
Урок русского языка во 2 классе: «Слова-омонимы», учитель Корниенко Н.О.;
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природные зоны России», учитель Пронина Л.В.
Урок физики в 8 классе по теме: «Распределение напряжения на различных участках электронной цепи» (Лабораторная работа), учитель Забелина Т.А.;
Урок географии в 6 классе: «Распределение солнечного тепла и света на Земле», учитель Саблина Л.В.;
Урок биологии в 7 классе: «Каких животных называют зверями?», учитель Тупикина Л.С.
Урок английского языка в 8 классе: «Средства массовой информации», учитель Лиханова А.П.
Посещенные уроки показали, что, начиная с начальной школы, учителя ведут работу по формированию функциональной грамотности. Эта работа продолжается и в основной школе.
Большое внимание уделяется формированию читательской грамотности. На разных уроках мы увидели, как учителя организуют учебную деятельность, основанную на базовых читательских действиях: поиск и нахождение информации; интеграция и интерпретация информации; оценка содержания и формы текста; использование информации текста.
На данных уроках обучающиеся работали с текстами учебников, с текстами, подготовленными учителем, с картами, таблицами, схемами. Работа с текстом осуществлялась на различных этапах урока. Тексты использовались для определения целей и задач урока, создания проблемной ситуации, изучения нового. Обучающиеся учились находить смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из разных текстов с нетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод. На уроках учителя добивались включения каждого ученика в активную целенаправленную познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и фронтальной работы.
На уроках физики, биологии, географии обучающихся старались научно объяснять явления, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для понимания окружающего мира.
Заключительным мероприятием Методической недели стал семинар-практикум. Учитель русского языка Колодина О.А. поделилась современными приемами формирования читательской грамотности. О приёмах формирования математической грамотности мы узнали из выступления учителя математики Прошутинской Л.А., которая предложила практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики. Учитель истории и обществознания Головнин А.Н. познакомил с основными понятиями финансовой грамотности, подготовил финансовые задачи.
Подводя итоги методической недели на семинаре, было отмечено, что работа по формированию читательской грамотности ведется целенаправленно и эффективно на различных уроках. Наша задача овладеть и активно использовать приемы формирования и других составляющих функциональной грамотности, в частности формирование глобальных компетенций, креативного мышления.
Бронникова И.С. заместитель директора